Эксперты зачастую пользуются чужими базами данных и жалуются на грубость коллег по цеху
Известно, что заболев, врач всегда идет на прием к своему коллеге, чтобы избежать предвзятости при установке диагноза. А как поступают риэлторы, когда им необходимо купить или продать свое недвижимое имущество? «Свободная Пресса» побеседовала на эту тему с представителями столичных и региональных агентств.
«К сожалению, риэлторская деятельность не является образцовым островком морали, нравственности и повального профессионализма! – сетует Вадим Ламин, управляющий партнер центра недвижимости SPENCER ESTATE. – Встречаемся мы с этим все время».
И решить проблему хамства и непрофессионализма пока не удается, с сожалением констатирует Антон Беляшов, президент гильдии риэлторов подмосковного Дмитрова. Главные помехи для этого, считает он, заключаются в отсутствии жесткого контроля и четкого регламента деятельности агентов по недвижимости.
Марочкина Светлана Владимировна заместитель директора ООО "Кредит-Центр недвижимость" |
Например, Светлана Марочкина, заместитель директора ООО «Кредит-Центр недвижимость» из подмосковного Раменского (офис в БЦ «Юбилейный»), за последние 10 лет работы брокером по недвижимости дважды сама выступала в качестве рядовой участницы сделки купли-продажи. И в обоих случаях сталкивалась, мягко говоря, с не совсем корректным отношением к себе, как к клиенту.
- В первый раз при реализации своей недвижимости я была поражена тем, что агенты стороннего агентства без моего ведома и согласия (естественно, и без договора) не только рекламировали квартиру по заниженной цене, но и брали за нее аванс. Об этом я узнала от покупателя, который позвонил и поинтересовался: почему квартира, за которую он внес предоплату, до сих пор выставлена на продажу?.. Было интересно общаться.
Во второй раз при продаже квартиры имело место откровенное хамство. Сначала агент позвонил и устроил форменный допрос (причем, в очень развязной и грубой форме). Только богатый опыт общения с разными людьми не позволил мне сразу прекратить разговор. В дальнейшем на мои вопросы он отвечал, что у него клиентов тысячи (именно так и сказал), и он не обязан нас всех помнить и всем отвечать. И как с этим работать? А никак. Просто прекратить общение. Ведь если агент хамит, не отвечает на вопросы и не защищает мои интересы, то зачем он мне нужен? Я именно так и сделала, просто «обрубила» все контакты.
Светлана Бирина, руководитель департамента вторичной недвижимости компании «НДВ-Недвижимость», соглашается: это лучшее, что можно было сделать в подобной ситуации. «Если контрагент позволяет себе на сделке грубить, повышать голос, постоянно менять ранее оговоренные условия сделки и устраивать скандалы из-за нюансов, которых не понимает сам (а таких примеров, увы, полно), то это явный признак непрофессионализма и несоответствия занимаемой должности, – подчеркивает специалист. – В таких случаях лучше всего попросить данного работника «покинуть помещение».
А вот Михаил Куликов, директор департамента вторичного жилья компании «ИНКОМ-Недвижимость», оказавшись в подобной ситуации, выступил в роли доброго самаритянина. «Разумеется, как частному лицу мне приходилось продавать и покупать разные объекты недвижимости, в частности, квартиры, коттеджи, гаражи, – отмечает эксперт. – Бывало, что в процессе сделки сталкивался с непрофессионализмом других агентов. Но учитывая, что я сам был хорошим риэлтором, мне удавалось без всякого конфликта брать на себя часть работы и делать ее за других».
В итоге покупателей для Светланы Марочкиной находили специалисты агентства, в котором трудится она сама. Они же и проводили сделки, а также подбирали новые объекты взамен продаваемых, поскольку в этом вопросе с другими агентствами также «не срослось».
Интересно, а чьи базы данных используют риэлторы для поиска объектов «под себя» и применяют ли они имеющиеся навыки для того, чтобы «сбить» стоимость понравившегося дома или квартиры? А уж если положили глаз на какой-нибудь объект, то какими соображениями руководствуются при покупке?
Антон Беляшов чистосердечно признается: конечно, в ход идет весь арсенал средств. Владея информацией по рынку на профессиональном уровне, риэлтор получает прекрасную возможность подобрать более выгодный вариант покупки. Естественно, при этом точно знает, на что надо обращать внимание.
Михаил Куликов уточняет:
- Поскольку я риэлтор, то лучше большинства людей понимаю глубинные процессы, истинные мотивы клиентов, продавцов или покупателей. Когда дело касается меня лично, я делаю все с максимальной для себя выгодой именно благодаря своим знаниям и навыкам. Например, если объект стоит год в рекламе, я понимаю, что возможен торг. Или если я вижу недостатки в объекте или в документах, то могу на этом заострить внимание и деликатно о них поговорить. В таком случае продавец практически всегда снижает цену. Пользуясь имеющимися навыками, я также могу и продать квартиру с максимальной для себя выгодой.
Однако Илья Менжунов, директор департамента загородной недвижимости компании «Метриум Групп», придерживается несколько иного мнения. Не отрицая того, что профессиональный риэлтор способен повернуть ситуацию на рынке недвижимости в свою пользу, он отмечает:
- Помогает не столько собственный профессионализм, сколько полезные знакомства, приобретенные за годы работы. Например, я прекрасно знал продавца, реализующего приглянувшийся объект задолго до проведения сделки с ним. Поэтому лично мне были предложены и хорошая цена, и выгодные условия.
Что же касается баз данных, то, как уточняет Михаил Куликов, они у всех одинаковые. «Собственно, сейчас, с развитием интернета, это вообще открытое информационное пространство, – констатирует он. – И закрытых баз данных нет ни у кого. Они все полные и в общем доступе, к ним может обратиться любой человек. При поиске объекта для себя первичную выборку я делаю самостоятельно. Но это большая, долгая и иногда довольно трудная работа, поэтому позднее обязательно прибегаю к услугам агентов».
Рассказывая о побуждающих причинах выбора конкретного объекта, все опрошенные эксперты кратки: если берем для себя, то не имеет значения, где и за сколько, главное, чтобы все параметры устраивали и объект нравился.
Михаил Куликов:
- Я руководствуюсь, в первую очередь, эмоциональными факторами. А уже во вторую – расчетом. Если собираюсь в этом объекте жить, цена для меня имеет второстепенное значение. Но уж коль скоро мне недвижимость не нравится, даже если цена привлекательна, я там однозначно жить не буду. Конечно, если объект подходит, а цена высока, буду долго наблюдать и торговаться. Потому что по завышенной цене недвижимость не будет продана однозначно.
Илья Менжунов:
- Планируя покупку загородного дома, я искал подходящий вариант в поселке, где есть центральные коммуникации, хотя мне лично они не очень-то и нужны. Просто такую собственность в дальнейшем легче продать, спрос на нее будет выше. Но, безусловно, в первую очередь учитываются личные требования к объекту.
Но при всем этом только половина опрошенных «СП» экспертов при необходимости не будет обращаться в другие компании. Такого мнения придерживается, в частности, Светлана Бирина. «В этом нужды нет,– считает она. – Риэлтор, который каждый день помогает другим купить, продать или обменять квартиру, сам проведет сделку». Михаил Куликов отметил, что готов решать вопросы с собственной недвижимостью на общих условиях, но только через представителей родной «ИНКОМ-Недвижимости». Вадим Ламин конкретизирует: работая в недвижимости, странно было бы отдавать свой объект конкурентам. «Только если бы он был уж совсем непрофильным» – многозначительно добавил эксперт.
Остальные спикеры уверяют, что они открыты для конструктивного диалога и готовы платить необходимые комиссионные брокерам сторонних компаний. Правда, с некоторыми оговорками. Светлана Марочкина и Антон Беляшов, например, подчеркнули, что для них в этом случае очень важны грамотность риэлтора и профессионализм компании.
А вот Илья Менжунов никаких дополнительных условий при этом не выдвигает. «Ничего криминального в этом я не вижу, – говорит представитель «Метриум Групп». – Как показывает практика, даже у самой незаметной организации в работе может оказаться именно тот клиент, который необходим тебе. А размер комиссии практически везде фиксированный. Поэтому считаю, что вопрос «кому платить» не является слишком уж принципиальным».
Задать вопрос по статье30.07.2014