Андрей Александрович Хромов Генеральный директор АО "Кредит-Центр" |
- Андрей Александрович, где прошло Ваше детство?
- Я родился и вырос в Подмосковье. Моя родина - город Серпухов, там же жили мои родители, они - коренные серпуховичи.
- Чем увлекались в школьные годы?
С раннего детства моим главным увлечением была радиоэлектроника, радиотехника. Вообще, я занимался в разных кружках: в ракетном, в авиамодельном, в «Умелые руки», автодело, играл в шахматы. Самым первым кружком, в который я записался, были занятия по выпиливанию, на протяжении всей начальной школы я увлекался выпиливанием из фанеры деталей для сборки различных объёмных фигур: к примеру, машин. Чертежи в то время были редкостью. Помню случай, когда мне повезло и в моих руках оказались чертежи, по которым можно было делать фантастические вещи: корабль на воздушной подушке, подъёмный кран. Но они были разработаны для выпиливания из фанеры толщиной два миллиметра, которую достать было нереально. Мужчины знают, что стандартный размер самой тонкой фанеры – четыре миллиметра. Но из неё собрать фигуру по имеющимся чертежам было невозможно, поэтому мне пришлось самому изобретать, как переделать этот чертёж под имеющийся материал. У меня получилось, на всю жизнь осталось яркое воспоминание об этом. Когда стал старше, сам собирал радиоприёмники, радиопередатчики, цветомузыку. До двадцати лет радиотехника была основным моим увлечением. Я читал журнал «Радио» и любую литературу по этой теме, которая существовала на тот момент.
- Домашний телевизор, наверное, умели ремонтировать?
- Телевизор разбирал - было, но тем, что собирал, похвастаться не могу (Андрей Александрович смеётся). Как-то отец подарил мне на день рождения набор «Юный конструктор», с помощью которого предполагалось изготовление радиоприёмника, работающего от сети. Я его собрал, к сети подключил и выключил, но не знал, что конденсаторы, которые входят в состав, накапливают электрический заряд, и языком прикоснулся к 220 вольтам. Вспоминая это сейчас, думаю: убить ведь могло.
- Наверное, и ВУЗ выбрали, связанный с радиотехникой?
- Конечно, радиотехнический! Я с красным дипломом окончил Рязанский радиотехнический институт. Учёба давалась легко, было интересно. В какой-то мере я воспринимал обучение как спорт: когда несколько сессий подряд я сдал экзамены на одни пятёрки, уже не мог себе позволить снизить планку. Но в то же время я не был «ботаником». На экзаменах всегда отвечал первым, чтобы потом весь день отдыхать и заниматься, чем хочется. Но когда нужно было готовиться к зачётам, экзаменам, наступал период максимальной концентрации. Я точно знаю, что одна из формул успеха в чём бы то ни было – это концентрация на цели, которой ты хочешь достичь. Этот рецепт, назовём его так, неизменно приводит к положительному результату. Я почувствовал это ещё в институте и пользуюсь этим знанием до сих пор.
Андрей Александрович Хромов Генеральный директор АО "Кредит-Центр" Президент Гильдии риэлторов Московской области Дата рождения: 5 января 1960 год Место жительства: Раменское Образование: Рязанский радиотехнический институт, инженер Награды: Знак Губернатора Московской области "За труды и усердие"; Знак Главы Раменского муниципального района «За высокий профессионализм»; Знак Главы Раменского муниципального района «За трудовые заслуги». |
Кстати, в журнале «Forbes» прочитал о существовании «Правила 10 000 часов». Суть его заключается в следующем: по мнению учёных, для достижения пика интеллектуальных способностей и покорения профессиональных вершин необходимо затратить 10 000 часов. Только кажется, что 10 000 часов – это нереально, на самом деле, три часа ежедневно в течение десяти лет: мы в школе учились дольше. Я рассказываю это к тому, что перемены в жизни происходят в результате упорного труда. Целеустремлённость – это очень важно.
- Работать после института стали по специальности?
По специальности работал в РПКБ полтора года, меня распределили в Раменское, потому что темой моего дипломного проекта была разработка устройства для программирования памяти ПЗУ, в которую должна была записываться программа по управлению авиационной электроникой – профиль РПКБ. Не знаю, были ли в итоге внедрены мои разработки, так как я получил предложение перейти на комсомольско-партийную работу. На самом деле, я занимался общественной работой ещё в институте. Дело в том, что, доучившись до четвёртого курса, я утратил интерес к радиотехнике. Можно сказать, утолил жажду. Вообще, если большинство женщин ориентированы на создание и сохранение семейного очага, то мужчины ориентированы на внешний мир, на достижение целей. Применительно к моей ситуации получается, что я достиг того, что хотел в области радиотехники и не видел больше целей, достижение которых могло бы меня увлечь. К тому же, у меня появился интерес к общественным дисциплинам: в то время нам преподавали научный коммунизм. Меня заинтересовал не столько коммунизм, сколько наука о взаимоотношении больших групп людей в обществе. Когда я сдал на «отлично» первую сессию, в институте освободилась должность комсомольского секретаря, и мне предложили попробовать себя.
Мне было всего 18 лет, и я совмещал учёбу и работу, к которым, кстати, на четвёртом курсе ещё прибавилась исследовательская работа на кафедре. В институте же я был комиссаром зонального штаба студенческих отрядов – управляющего органа, который занимался руководством деятельности стройотрядов на территории нескольких районов Рязанской области. Всего таких отрядов было примерно восемьдесят.
Замечательное было время: мне часто приходилось ездить в командировки, на чём только я ни перемещался - на попутках, на комбайнах. Я получал удовольствие от того, что постоянно меняется жизнь, я всё время общаюсь с людьми, появляется много новых знакомых. Итак, с института и до тридцати одного года я работал на комсомольско-партийной работе. Последняя моя должность в этой области – секретарь Раменского Горкома партии.
- А потом 1991 год, перестройка?
Да, потом наступил 91-ый год, Партию разогнали вместе с нами со всеми. Мне было чуть больше тридцати лет. Ну, и как многие наши соотечественники, я оказался занятым в малом бизнесе. Тогда все занимались одним и тем же – торговлей: вся Россия что-то продавала. Правда, я с коллегами пытался заниматься интеллектуальным трудом: мы разработали электронное устройство для учёта расходов ресурсов молочных комбинатов. Сделали опытный образец и пытались внедрить в Белгороде на молочном комбинате. Но дело не пошло, так как предприятия разваливались, было не до внедрения новшеств. Поработав в малом предприятии чуть больше года, я перешёл на работу в Раменскую Торгово-промышленную палату, которая была создана для того, чтобы помогать предприятиям района реализовывать свою продукцию. Проработал там два года.
Вообще, чем я только ни занимался в переходное для нашей страны время: в моей жизни были периоды, когда я ездил экспедитором, работал вместо грузчиков. Я хорошо знаю жизнь с этой стороны и с уважением отношусь к людям, которые трудятся на рабочих должностях.
После этого в 1994 году начался «московский период»: мы с партнёрами занимались несколькими проектами, которые тогда, на мой взгляд, опередили время. Первый из них – это сотовая связь. Вспомните, в 94-ом году о ней, может быть, кто-то и слышал, но обладали сотовыми телефонами в те годы – единицы, которые в одной руке носили чемодан с аккумулятором, в другой огромный аппарат. Вторая сфера деятельности – развитие пейджинговой связи, нам даже удалось подписать соглашение с Phillips Telecommunications. Но, к сожалению, оба направления так и не были реализованы. В первую очередь, потому что мы действовали не на волне, а перед волной. О таких вещах в первой половине 90-х многие и не слышали. Помню, как услышав слово «пейджер», один из наших потенциальных партнеров, начальник радиопередающего центра в одном областном городе спросил: «О каком «паджеро» вы ребята говорите?...» Не могу сказать, что я об этом жалею, но если бы тогда получилось реализовать задуманное, недвижимостью я сегодня не занимался бы.
Помимо проектов, которые я назвал, существовал ещё один, который был успешно нами запущен: мы создали в Туле радиостанцию, которая вещала в FM-диапазоне на частоте 104.4. Называлась она «ВОТ-радио». В то время радиостанций было не много: «Европа Плюс», «М-радио»… Когда в Туле проводились концерты, к нам на эфир приходили звёзды – Добрынин, Кузьмин…
Был ещё проект, который мог бы стать прорывным, если бы мы опять не опередили время. Я говорю о создании единого Интернет-портала, с помощью которого иностранцы могли бы бронировать номера в гостиницах России. Был проведён ряд переговоров с отелями, но все как один не проявили интереса и не поняли, зачем нужен Интернет. С позиций сегодняшнего дня я понимаю, что если бы мы тогда продержались немного дольше, то, конечно, сегодня это было бы мощнейшее направление. Но тема единого Интернет-портала для меня не закрыта, я активно работаю в этом направлении, но уже в сфере недвижимости. Например, сайт компании «Кредит-центр» вошёл в тройку лучших сайтов России в своей отрасли. Ни для кого не секрет, что 8 человек из 10 начинают поиск объектов недвижимости с создания запросов по ключевым словам в поисковиках сети Интернет.
- Как получилось, что в итоге Вы вернулись работать в Раменское?
В 1998 году Николай Михайлович Мазурин пригласил меня на работу в «Кредит-центр». Тогда это было небольшое агентство на Бронницкой улице, которое занималось куплей-продажей и оценкой недвижимости. Как Вы понимаете, с тех пор многое изменилось, мы не стоим на месте и у нас серьёзные амбиции, которые в значительной мере перешли в сферу общественной деятельности. К примеру, сейчас вместе с Николаем Михайловичем я принимаю участие в работе над созданием федерального закона о риэлторской деятельности.
- Мы знаем, что 14 октября Вы были избраны Президентом Гильдии Риэлторов Московской области. Зачем Вам эта дополнительная общественная нагрузка?
Можно сказать, что эта должность – логическое продолжение моей карьеры по партийной линии. Я прошёл хорошую школу, выработал определённые навыки, ведь общественная работа на областном уровне – это работа по взаимодействию с большими массами людей, с большим количеством самых разных организаций, дело серьёзное и ответственное. Участие в общественной деятельности помогает мне расти как профессионалу – риэлтору, менеджеру, даёт возможность глубже понимать дело, которым я занимаюсь. Если работаешь только внутри компании, ты хорошо разбираешься в вопросах в рамках деятельности этой фирмы, но для того, чтобы видеть закономерности, тенденции и общее направление движение твоей отрасли, нужно выходить на более высокий уровень. Я очень рад, что мне это удаётся.
- За Вашим авторством выходят книги, статьи, аналитические обзоры. Наверное, Вы в школе любили писать сочинения?
Никогда не умел и не любил писать сочинения. Как правило, под копирку списывал с вступления к книге или с критических статей. Но всегда много читал - запоем, был записан в библиотеку. Как все мальчишки любил фантастику, историческую литературу, приключения. У родителей была хорошая библиотека, в которую входили подписные издания: серия «Библиотека приключений», Майн Рид, Фенимор Купер. В итоге я прочитал всё от корки до корки, но писать сочинения не умел. Умение излагать свои мысли на бумаге появилось благодаря той же общественной работе. Я был вынужден писать доклады на собрания, выступления, статьи. Здесь уместно вернуться к «Правилу 10 000 часов» из «Forbes», которое я приводил в начале интервью: упорные занятия и, нарабатываемый благодаря им опыт, делают своё дело. Упорство при достижении цели – не только помогает её достигнуть, но и переводит человека на новый качественный уровень навыков. Я точно знаю, что если я что-то захочу сделать и потрачу на это время, «упрусь», то результат будет - обязательно. Этот механизм работает точно.
- То есть в результате у Вас стало получаться и Вы полюбили писать?
Выходит, что так. В конечном итоге мы занимаемся тем, что приносит нам удовольствие. Но как показывает практика моей жизни, в каких-то ситуациях тебя словно ведёт невидимая рука, ты сопротивляешься и только спустя годы понимаешь, зачем и насколько правильно это было.
- Огромный пласт работы в «Кредит-Центре», Президент ГРМО… Есть ли у Вас свободное время и как Вы его проводите?
Когда я слышу: «Хватит работать, давай отдохнём» - я этого не понимаю. Работа вызывает во мне постоянное чувство азарта. Есть вещи, которые мне настолько хочется сделать, что руки горят: особенно разработка новых организационных схем, анализ ситуации на рынке, нравиться совершенствовать сайт компании, сайт областной гильдии, люблю анализировать статистику. Да много чего люблю… Кроме того, для меня работа – это творчество. А способность к творчеству, созданию нового из ранее несуществовавшего – одна из самых увлекательных вещей в жизни, поэтому мы так и восхищаемся людьми, которые занимаются творчеством – художниками, поэтами. Но самые творческие люди – это предприниматели (Андрей Александрович смеётся), которые обеспечивают материальную сторону жизни: фабрики, заводы, магазины, предметы быта, технику. Всё это появляется благодаря творчеству предпринимателей, которые создают механизмы появления материальных благ. Но, конечно, я прекрасно понимаю, что организм нуждается в отдыхе, в смене вида деятельности, занятиях спортом.
- Спорт присутствует в Вашей жизни?
В молодости занимался лыжами и бегал на средние дистанции, участвовал в соревнованиях, много тренировался. Потом увлёкся теннисом, на протяжении десяти лет играл каждый день. Сейчас не получается выбираться на корт, ругаю себя за это и планирую восстановить график тренировок. Лет семь назад приобрёл роликовые коньки, периодически на них катаюсь, время от времени хожу в фитнес-клуб.
- Вы упомянули, что в молодости много читали, сейчас на чтение хватает времени?
Обязательно! Читать люблю, читаю постоянно. Предпочитаю литературу духовную, эзотерическую, ну, и классику художественной литературы – куда же без неё. Я по-настоящему открыл для себя великих русских писателей только в сорок лет. С удовольствием перечитываю Толстого, Достоевского. Если в юности я любил приключенческую, детективную, событийную литературу, то теперь мне нравятся те писатели, произведения которых показывают глубину человеческих переживаний. Я читаю много духовной литературы, покупаю её в церковных лавках, люблю покопаться в книжных магазинах. Это связано с моим главным «взрослым» увлечением, которому трудно подобрать чёткое название, давайте назовём его - «постижение законов жизни». Сейчас мы с Вами пришли к теме, которая является важной для меня – страсть к творчеству и очень сильная любовь к познанию и осознанию. Когда-то я прочитал книгу южноафриканского писателя Теуна Мореза, где он пишет, что смысл жизни состоит в эволюции осознания. Я раньше думал, что осознание – это сознание, то, где крутятся наши мысли, находится логическое мышление, но нет, эволюция осознания – это путь по жизни, связанный с пониманием её законов. Учиться постигать, понимать законы жизни – исключительно увлекательное занятие. Мне – как и всем мужчинам – интересно знать, как всё устроено: природа, человек, жизнь. Взять, к примеру, человеческие реакции на что-либо. Как подобрать им конкретные определения, где они находятся? Ведь не в теле, а в некоем пространстве, которое мы называем душа, дух, сознание, разум. Я пытаюсь находить определения чувств, реакций, о которых размышлял, пережил, стараюсь дать им точные словесные формулировки. Это очень непросто, а от этого и очень интересно. Я воспринимаю человека с точки зрения его устройства: в нём есть волевой центр, совесть, источник его реакций…. На мой взгляд, главная причина несчастной жизни, от которой все хотят избавиться: агрессия на окружающий мир, на людей, на себя, раздражение. Очень важно научиться увидеть это чувство в себе, отделить его от себя, не дать управлять собой этому чувству. Тогда в душе воцарится покой и позитив, именно покой, а не равнодушие и безразличие. В книгах, которые я читаю, много об этом написано. В том числе, и в православной литературе.
Если говорить о православии, то я считаю, что православная религия с точки зрения постижения психической природы человека – это сформированная, целостная наука. Просто многие её воспринимают с точки зрения обрядовости. Я читаю учения Святых отцов, которые являются продолжением учения Христа, - это глубоко философские духовные книги. Их стоит прочитать тем людям, которые ищут ответы на какие-то волнующие вопросы.
- Когда мы брали интервью у Николая Михайловича Мазурина для июльского номера «Квадрата», он рассказал о том, что Вы вместе изучаете английский язык.Как успехи?
Успехи определённо есть! К изучению языка я, как и ко всему остальному, отношусь с азартом. К слову, азарт – это положительная энергия, которую нужно беречь в себе. Так вот, я приобрёл аудиокурс изучения английского, занимаюсь по тридцать минут в день. По-хорошему, конечно, маловато, но дольше не получается.
- Андрей Александрович, огромное спасибо за интервью! Желаю Вам успехов как в изучении английского, так и во всех остальных начинаниях!
текст: Валерия Хлопкова
Журнал "Квадрат"
03.11.2010